Содержание
Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Поисковый анализ сайта

postheadericon Гласные и согласные в корне слова

Однажды поэт А. Шибаев написал такое стихотворение:

Пришло письмишко мне. Гляжу -

из лагеря, от Мишки.

«ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК ИЯ ЛИЖУ», -

написано в письмишке.

«Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…»

Читаю дальше:

«ЗДЕСЬ ЛИСА,

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГУСТЬ

И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

мой друг серьезно болен.

Вернется — надо полечить:

заставить правила учить…

Давайте подумаем вместе, разбирая Мишкино письмо, какие правила ему необходимо выучить. Вот он пишет: «Здесь чудный лук и я лижу…» Тут в одном предложении допущены сразу две ошибки.

Сильные и слабые. Во-первых, не «луК», а «луГ». Тут произошла путаница с глухой и звонкой согласными в корне слова. А произошла она вот из- за чего.

И глухие, и звонкие согласные бывают сильными и слабыми. Сильные — это те, которые звучат ясно и определенно. Слабые — те, которые звучат неяс­но и неопределенно. Их даже называют сомнитель­ными. Еще бы — как тут не засомневаться!

В словах «луг» и «лук» слабый гласный стоит в конце слова. А в других случаях может оказаться и где-нибудь в середине. Например, в словах «кош­ка» и «ложка». Но в каком бы месте слабый звук ни находился, его могут обозначать разные буквы. Например, слышится [Ш], а пишется то Ш, то Ж! Как тут разобраться?

Разбираться нужно так. Запомните: слабому зву­ку доверять нельзя. Доверять можно только звуку сильному. Превратить же слабый звук в сильный в большинстве случаев довольно легко. Гораздо про­ще, чем из слабого человека сделать сильного. Надо только запомнить:

—   слабым согласный звук бывает в конце слов и перед большинством согласных;

—   сильным согласный звук становится перед гласными и перед четырьмя согласными: л, м, н, р.

Значит:

Для того чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно так из­менить слово или подобрать к нему такое однокоренное, чтобы после сомнитель­ной согласной встала гласная или буквы л, м, н, р.

Сомнительное слово

Как писать?

Проверочное слово

Так писать!

ложка

Ш? Ж?

ложечка

Ж!

сказка

С? З?

сказание

З!

плод

Д? Т?

плодовый

Д!

вкус

С? З?

вкуснятина

С!

Теперь пришла пора вернуться к Мишкиному письму. Чтобы избежать путаницы, автору послания зсего лишь нужно было найти подходящее провероч­ное слово к слову «луг» — например, «луговой». И он бы тогда безо всяких осложнений написал бы правильно: «Здесь чудный луг».

Но он ведь написал еще: «… и я лижу»! С этим-то как быть?

Безударные и ударные. Мы уже знаем, что глас­ные бывают ударными и безударными. Ударные зву­чат ясно, сильно. А безударные гласные любят играть в игры — да так, что не сразу догадаешься, какими буквами их следует обозначать. Но у этой игры есть правила. И если мы будем их соблюдать, то, конечно, победим!

Чтобы не ошибиться в написании безудар­ной гласной в корне слова, нужно так изме­нить это слово или подобрать такое однокоренное, чтобы проверяемая гласная стала ударной.

Взять хоть слово, которое было в Мишкином письме. Он наверняка хотел сказать, что лежит на лугу. Но гласная-то безударная! А мы возьмем и под­ведем ее под ударение:

Безударная гласная

Ударная гласная

лежу

Лежбище; лёжка; лёжа

Таким образом мы не только выясним пра­вильное написание слова, но и узнаем еще одно пра­вило нашей интересной игры.

Если, видоизменяя слово, безударную глас­ную можно превратить в Ё, то следует пи­сать Е.

Безударная Е

Ё

село

сёла

помело

подмёл

весна

вёсны

дегтярный

дёготь

 

Вот еще одно правило игры:

Проверяя безударные гласные в корне сло­ва, надо думать не только об ударении, но и о смысле фразы. Проверять нужно не похо­жими словами, а именно однокоренными. Помните: однокоренные слова непременно связаны друг с другом по смыслу.

Например, в стишке

Деревенский старожил

сад колхозный сторожил…

слово «старожил» надо проверить словом «старый», а слово «сторожил» — словом «сторож». А не наобо­рот. Иначе получится бессмыслица. Или какая-то шутка.

Попробуйте самостоятельно разобраться со смеш­ными фразами, которые получились из-за того, что тот, кто их писал и проверял в них слова, совсем не думал о смысле:

Мальчик полОскал собаку.

Огромные вОлы швыряли лодку из стороны в сто­рону.

Мама отвАрила мне дверь.

Теперь пора довести работу над Мишкиным письмом до конца.

Он пишет: «Здесь лИса». По смыслу совершенно ясно, что говорит он о лЕсах. Проверочные слова — «лес», «перелесок».

Он пишет: «красивый длинный пруТ». А ведь речь идет про пруД! Проверочные слова — «пруды», «прудовой».

Он пишет: «В лесу нашел я груСТь». А имеет в виду гриб груЗДь. Но это уже совсем другое дело. И правило здесь совсем другое.

Поделиться с друзьями:
Friend me:

2 комментариев к записи “Гласные и согласные в корне слова”

Оставить комментарий

Чтобы подписаться на рассылку, заполните форму:

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Опрос:

Наибольшее количество теоретического материала по какому предмету Вы бы хотели получать?

View Results

Loading ... Loading ...
Содержание
Показать все | Скрыть все